Если говорить о лесе в крупных объемах, то в первую очередь хочется сказать, как правильно выбрать транспорт для перевозки лесоматериалов, учитывая большие размеры, длину, вес сырья. Немаловажным является и удаленность леса, куда сложно добраться по плохим дорогам. Выбор правильного, мощного, полностью оборудованного транспорта, поможет в безопасной и быстрой перевозке.
Какой вид транспорта выбрать для перевозки леса
Одним из самых часто используемых видов транспорта для перевозки леса считаются портальные лесовозы с автоматической погрузкой и разгрузкой. Они просты в управлении, легкие и имеют плавный ход даже при большой загруженности. Портальные лесовозы чаще используются для длинных досок и стволов деревьев.
Виды лесовозов
- Сортиментовозы
- Тягачи-длинномеры
- Тягачи с вращающимся коником, работающие вместе с прицепом-роспуском, манипулятором и гидро подпорками
В современной практике, лучший сортиментовоз — это транспорт весом 33 тонны, с колесной формулой 6х4 или 6х6, мощностью 300–360 л. с, с шинами R20 или R22,5. Они передвигаются по дорогам общего пользования вместе с основным потоком, преодолевают любые подъемы, а переключаемый передний мост помогает в самых трудных ситуациях.
Типы автомобилей для перевозки леса и их устройство
- Лесовозы-роспуски или «трубо-плете-хлысто-возы». Перевозка прицепа у таких машин осуществляется «на плечах» тягача в полном снаряженном состоянии, что экономит топливо во время пустого технического рейса и сохраняет резину.
Тягач и прицеп имеют по паре мощных коников, которые должны выдерживать очень большую нагрузку. У тягача коники подвижные для того, чтобы загруженный материал никуда не сдвинулся при резких поворотах.
У прицепов раздвижные дышла, для подъема на тягач применяют лебедку с приводом. В настоящее время лесовозы-роспуски заменяют форвардеры, увозя из мест рубки только что срубленный лес прямо с кровлей. Поэтому они оснащены полноприводными шасси КамАЗ-43118 и Урал-4320.
Более маневренные для сложного подъезда к местам переработки являются лесовозы на еще более высоких шасси, например, АТ-6401 на шасси КамАЗ-65224 или роспуск на шасси самосвала Volvo CE. Данная техника может спокойно проезжать по любому бездорожью. Лесовоз-роспуск с резиной 12 R20 является основным средством перевозки пиломатериалов для производства бруса, оцилиндрованного бревна нестандартной длины (более 6 м). - Автомобили-сортиментовозы. Используют для перевозки раскряжеванного леса, другими словами, распиленного на бревна конкретной длины от 2-6м. Для этих размеров выбирают пары коников кузова, чаще на тягаче бывает две пары, а на прицепе до трех. При установке коников внутри пары сохраняется расстояние до 2700мм, зазоры между парами 1300-1500мм.
Делается это для того, чтобы сортиментовоз можно было загружать грейферными лесными погрузчиками.
Балки коника на данном автомобиле соединены с передним щитом, который защищает кабину от угрозы падения бревен при резком торможении, а также обеспечивает безопасность при погрузке. Щит чаще делают решетчатым, чтобы во время холостых перегонов минимизировать лобовое сопротивление и уменьшит потребление топлива. Особенности автомобилей-сортиментовозов и их сочлененных прицепов заключаются в отсутствии задней крышки.
Кузов содержит специальную платформу, которая обеспечивает шасси от мусора и грязи, коники в таком случае закреплены в надрамнике. Это является оптимальным решением для настройки программы автомобиля под перевозку сортиментов конкретной длины. Эти настройки можно изменять в зависимости от поставленных задач, что сокращает время погрузки и выгрузки материала.
Сортиментовозы на шасси негабаритного транспорта имеют возможность привозить сортимент прямо к ж/д путям для перегрузки лесоматериалов в вагоны. Хорошо себя зарекомендовали КамАЗ-65224 и Урал-6370 с резиной большого диаметра, высокой грузоподъемностью, а также выделяют вездеходы КамАЗ-43118 и Урал-4320. Такие машины должны быть показательными сортиментовозами.
Наилучшая для наших дорог колесная формула 6х4, к которой можно дополнительно подобрать переключаемый передний мост, повысить клиренс, при этом колеса оставить обычного диаметра R В целом, двускатные колеса лучше справляются с колеей, а односкатные разбивают грунтовые дороги. Если речь идет о сортиментовозах, то нельзя не отметить важность и необходимость прицепов-роспусков, прицепов и полуприцепов-сортиментовозов.
Автопоезд вместе с прицепом-роспуском перевозит до 35 т леса длиной 27 м. Сортиментовозы – длиной от 2 до 12м. Данное дополнительное оборудование не требует гаражного хранения и предназначено для прохождения по гравийным профилированным дорогам. - Автопоезд-седельный тягач с необходимым полуприцепом. Цепляя тот или иной прицеп, можно совершать перевозку любых грузов. Такая техника отлично подойдет в местах вырубки леса под конкретное строительство, где невозможно обойтись без специальных прицепов для подвоза лесоматериалов.
В наше время все современные полуприцепы оснащены большим количеством разнообразных функций и задач. Одним из широкоиспользуемых полуприцепов можно назвать полуприцеп, который обладает характеристиками сортиментовоза и роспуска. Это прицеп с возможностью складывания.
Он работает, как обычный сортиментовоз, а при не стандартных длинномерных перевозках трансформируется и раздвигается. Нередко полуприцеп с дополнительной платформой оснащают съемными кониками, установленными в специальных углублениях, что позволяет транспортировать лес, сваи, трубы и тд.
Особенности использования манипулятора погрузчика
Все перечисленные типы лесовозов могут использовать в работе собственные манипуляторы-погрузчики. Для седельных тягачей и роспусков манипулятора устанавливается за кабиной, для сортиментовозов – за кабиной или заднем свесе.
Для тягачей установка манипулятора является проблемой перегрузки ведущего моста, превышения длины и ненужный дополнительный вес при перевозке полуприцепов.
Для сортиментовозов установка манипулятора становится помехой для погрузки автомобиля лесными погрузчиками. Лесной манипулятор-погрузчик, другими словами, гидроманипулятор оснащен креслом оператора на высокой колонне, захватом с гидроповоротом, использует складывание поперечное или продольное, оборудован складной крышей-тентом.
При осуществлении крупномасштабных лесных перевозок с использованием собственной разгрузочной техники, наличие манипулятора лесовозу не требуется. В случае частных вылазок и небольших пилорам, манипулятор точно необходим.
Особенности перевозки леса
Для транспортировки бруса, бревен, досок и других пиломатериалов необходим транспорт с шестицилиндровым однорядным двигателем, высокой грузоподъемностью, точной системой управления. Обычно используют сортиментовоз с манипуляторами или гидроманипуляторами, а также стандартный транспорт.
Требования к перевозке лесоматериалов
- Борта или коньки
- Специальные тросы для крепления
- Шипы или противоскользящие гребенки
- Щиты за кабиной водителя
- Исправные тормоза у прицепов-роспусков
В самом начале транспортировки на платформу выкладывают лесоматериал одной длины, сортимента, соблюдая процесс чередования широких и узких концов, тонких и толстых. При перевозке необходимо закрыть материал от дождя, снега, чтобы предотвратить поражение леса грибковыми заболеваниями. Для этого используют толь или пергамин.
Длинные доски, бревна раскладывают между коньками автомобиля и прицепа. При перевозке сортимента, высота груза должна быть не более высоты груза на роспуске, максимальный выступ 10см, а вес не должен превышать 20-30 тонн.
Крепление груза, погрузку и всю безопасность в целом должен контролировать грузоотправитель. При выгрузке материалов, водитель не должен находиться в кабине. Некоторые детали могут быть промаркированы полосками или точками. Заготовки специального назначения отмечают буквами.
Большие бревна обычно перевозят под навесом, в штабелях, обеспечивающих натуральную сушку древесины.